
Дилеры ждали, что весна подтолкнет народ в автосалоны, но март показал кукиш. Если кто-то надеялся на традиционный всплеск спроса, то пора признать — рынок работает в режиме «замри». Одни ждут возвращения брендов, другие тупо копят, третьи надеются, что цены пойдут вниз из-за укрепления рубля. В итоге дилеры нервно курят в сторонке, а аналитики лепят прогнозы про летний отложенный спрос. Но доживут ли до этого автосалоны?
Цифры, которые не радуют
За первую половину марта в России продали около 40 тыс. новых легковушек. По итогам месяца цифра может дойти до 80-85 тыс. Для сравнения: в феврале было хуже (на 2,6%), но и до январских показателей рынок не дотягивает (минус 10%). Если смотреть шире, то в годовом выражении падение достигает 40%.
Март прошлого года еще держался на ажиотаже перед изменением правил ввоза. Сейчас такой подушки нет — и вот он, свободный полет вниз. Ожидается, что первый квартал 2025 года окажется на 25% хуже прошлогоднего.
Почему продажи буксуют?
Дилеры разводят руками, но причин три:
- Проценты жгут. Пока ставки по вкладам кусаются, народ держит деньги в банках, а не в автосалонах.
- Ждут скидок. Склады забиты, значит, можно попробовать взять дешевле. Вопрос лишь в том, когда.
- Надежда на камбэк брендов. Если вернётся кто-то из старых игроков, часть аудитории точно не будет торопиться с покупкой.
Дилеры подтверждают: март не пошел по сценарию. В «Рольфе» признаются, что первые две недели — провал: минус 15% к февралю. К концу месяца ситуация вроде выровнялась, но назвать это подъёмом язык не поворачивается. В «Авилоне» картина похожая: небольшие колебания в середине марта (+4% к позапрошлой неделе), но без глобального перелома.
Чего ждать дальше?
Прогнозы на год пересматриваются. Пока ориентир — минус 10% к прошлому году, или 1,43 млн проданных машин. Но дилеры осторожно надеются, что рынок может встряхнуться во втором полугодии.
Три возможных триггера
- Отложенный спрос. В какой-то момент люди устанут ждать и пойдут тратить.
- Агрессивные скидки. Уже сейчас дилеры готовы «рубить» ценники.
- Реальный камбэк брендов. Если кто-то из крупных игроков решит вернуться, рынок точно зашевелится.
Пока же ситуация проста: кто не умеет ждать и маневрировать, останется за бортом. И это не про покупателей, а про самих дилеров.