73 views 3 secs 0 comments

Авторынок в режиме ожидания: сезонного роста так и не случилось

In NEW, Бизнес
21 апреля, 2025

Дилеры ждали, что весна подтолкнет народ в автосалоны, но март показал кукиш. Если кто-то надеялся на традиционный всплеск спроса, то пора признать — рынок работает в режиме «замри». Одни ждут возвращения брендов, другие тупо копят, третьи надеются, что цены пойдут вниз из-за укрепления рубля. В итоге дилеры нервно курят в сторонке, а аналитики лепят прогнозы про летний отложенный спрос. Но доживут ли до этого автосалоны?

Цифры, которые не радуют

За первую половину марта в России продали около 40 тыс. новых легковушек. По итогам месяца цифра может дойти до 80-85 тыс. Для сравнения: в феврале было хуже (на 2,6%), но и до январских показателей рынок не дотягивает (минус 10%). Если смотреть шире, то в годовом выражении падение достигает 40%.

Март прошлого года еще держался на ажиотаже перед изменением правил ввоза. Сейчас такой подушки нет — и вот он, свободный полет вниз. Ожидается, что первый квартал 2025 года окажется на 25% хуже прошлогоднего.

Почему продажи буксуют?

Дилеры разводят руками, но причин три:

  1. Проценты жгут. Пока ставки по вкладам кусаются, народ держит деньги в банках, а не в автосалонах.
  2. Ждут скидок. Склады забиты, значит, можно попробовать взять дешевле. Вопрос лишь в том, когда.
  3. Надежда на камбэк брендов. Если вернётся кто-то из старых игроков, часть аудитории точно не будет торопиться с покупкой.

Дилеры подтверждают: март не пошел по сценарию. В «Рольфе» признаются, что первые две недели — провал: минус 15% к февралю. К концу месяца ситуация вроде выровнялась, но назвать это подъёмом язык не поворачивается. В «Авилоне» картина похожая: небольшие колебания в середине марта (+4% к позапрошлой неделе), но без глобального перелома.

Чего ждать дальше?

Прогнозы на год пересматриваются. Пока ориентир — минус 10% к прошлому году, или 1,43 млн проданных машин. Но дилеры осторожно надеются, что рынок может встряхнуться во втором полугодии.

Три возможных триггера

  • Отложенный спрос. В какой-то момент люди устанут ждать и пойдут тратить.
  • Агрессивные скидки. Уже сейчас дилеры готовы «рубить» ценники.
  • Реальный камбэк брендов. Если кто-то из крупных игроков решит вернуться, рынок точно зашевелится.

Пока же ситуация проста: кто не умеет ждать и маневрировать, останется за бортом. И это не про покупателей, а про самих дилеров.