Юрий Львович Левитас — известный российский ресторатор и успешный бизнесмен, который стоит у истоков популярной международной сети ресторанов Black Star Burger и ее премиального направления Black Star Burger Prime. Юрий Львович не только создал бренд, признанный во многих странах, но и активно развивает ресторанный бизнес, сочетая инновационный подход с высоким качеством сервиса.
— Тема этого номера журнала «Общие ценности». Как думаете, существуют ли общие ценности? Или это какой-то миф, ведь ценности у каждого свои.
— Конечно, существуют общечеловеческие ценности, 100%. И вообще даже говорить не о чем, они все там, в священных книжках описаны.
— А вы какими ценностями руководствуетесь?
— Любовь, хорошее здоровье, благосостояние — вот простые человеческие ценности.
— А в бизнесе и в ваших проектах они находят отражение?
— Ну конечно, как же без любви, без порядочности, без добрых отношений с партнерами и так далее. Невозможно ничего сделать. Бывают и мошенники. Люди по-разному относятся к бизнесу, но, как правило, все же побеждает любовь.
— Закладывали ли какие-то ценности в свои проекты? Важно ли вообще это?
— Давайте назовем это миссией. Она, в общем и целом важна для создания бизнеса, но просто является одним из конкурентных преимуществ, то есть бизнес-миссией или бизнес-ценностями. Наверное, немножко не для меня это все. Вот это построение миссии компаний и так далее — это немного не мое. И я это не сильно критикую или не воспринимаю — каждый бесится, как он хочет, да? Бывают такие руководители компаний, для которых очень важны ценности компании и которые делают это для развития бизнеса, привлекая маркетинг. Кто-то это делает из-за своих бзиков внутренних, а кто-то видит в этом выгоду. Поэтому для меня это просто вода, в которой есть что-то там полезное.
— Звучит сейчас так, как будто вы сторонник прагматичного подхода «работает — не работает».
— Есть люди, которые все равно верят. Работает — не работает, работает — бросил. Есть люди, которые верят в миссию или верят в успех и добиваются его через эту веру. Такое тоже существует. И я таким был. Сейчас, наверное, не такой. Сейчас я бы уже зашел, ушел — вот и все.
— На ценностях проще команду держать. У вас огромная сеть бургерных Black Star Foods. Неужели не пользуетесь?
— Нет, я не занимаюсь теперь тонким построением команд и вот всем этим. Да, ценности — это действительно хороший инструмент. Просто он исходит от руководителей команды, от руководителей бизнесов. И некоторые бизнесмены кайфуют от этого, строят команды с ценностями, свои бизнесы. А некоторым — по барабану, и они другим способом держат команды. Я не знаю, каким образом наши ребята занимаются, но думаю, что у нас все намного проще.
— В одном из интервью вы говорили, что трудностей должно быть у бизнесмена больше, чем побед, потому что провалы закаляют.
— Да. Могу сравнить бизнес с казино: ты можешь выиграть, но чаще всего ты проигрываешь. Поэтому должна быть высокая толерантность к потерям, иначе можно психовать и сойти с ума. Это как с приступом боли: первый раз, когда ее чувствуешь, сдохнуть можно. Когда она повторяется уже 2-3 раза, то терпимее. Хотя, если ты перестаешь вообще что-то чувствовать, это тоже уже патология.
— А у вас это врожденное или приобретенное? Какие советы можете дать?
— Частично врожденное, а частично тренированное. Первый раз, когда в бизнесе была потеря, казалось, мир рухнул. А потом встаешь, идешь, продолжаешь работать и постепенно к этому привыкаешь… Каких-то советов дать не могу, потому что это для каждого сугубо уникально. Кому-то к психологу сходить стоит, например.
— А для чего вы работаете, зарабатываете деньги?
— Все банально. Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. Я зарабатываю деньги для того, чтобы у моих близких и родных все было хорошо.
— Можно ли сказать, что вы трудолюбивы?
— Нет универсального ответа. Я вижу проект, вижу, что там надо вкалывать,— и вкалываю. Разумеется, сначала ищется самый простой и легкий выход, но если его нет, то остается только работать и работать, без вариантов и выходных.
— Какие у вас планы на ближайший год?
— Реализовать большое количество задуманных стартапов и бизнесов, которые у меня сейчас есть. Есть спортивное питание и новый бизнес по привлечению пластических и вообще хирургов. Также есть нереализованный бизнес по тепловому оборудованию. Новый ресторанный бизнес у меня есть с хот-догами. А еще некоторые вещи, о которых не могу говорить, но может получиться большой грандиозный проект. Это не ресторан, магазин одежды с одним известным человеком.
— Юрий, а хотели бы вы написать книгу?
— Да, хочу, все время думаю об этом, но история такая. Хотелось бы какую-то мистическую, фантастическую книгу и при этом триллер. Что-то детективное.
— А сюжет уже есть?
— Нет, но есть журналист Владимир Соловьев. Он когда-то написал книжку, называлась «Евангелие от Соловьева». Такой мистический сюжет, что прилетает мессия и стучит по его плечу (он в это время то ли в синагоге, то ли в церкви был) и говорит: «Я прилетел спасти мир, выбрал тебя и еще двоих»: Папу Римского и Путина. И Соловьева. Я точно сюжет не помню, но прикольно, согласитесь. Вот и это такая фантасмагория, такая мистика. Можно еще улучшить сюжет, чтобы это был мистический триллер, шпионский какой-нибудь? Что в Америке жил, можно туда засунуть, и при этом чтобы это была все равно поучительная книга для бизнеса.
— Хорошо. Есть топ-3 книги, которые вы рекомендовали бы?
— У меня топ-4 сейчас: Библия, Гугл, Википедия и Чат GPT. Рекомендую! Там все ответы на все вопросы. Больше ничего не нужно читать, тем более книга не должна быть бизнес-литературой. Только если какая-нибудь аудиокнижка, которая вас успокаивает и развлекает, или медитация во время принятия ванн или в случае занятий спортом, тогда может быть. А так нет.